Невыгодная сделка

Невыгодная сделка

В Израиле заранее были готовы к тому, что посольство США не переедет в Иерусалим, поэтому особой трагедией это не стало. Президент Трамп во время визита в еврейское государство ни словом не обмолвился об этом своем предвыборном обещании, так что надежда была только на непредсказуемость и импульсивность главы Белого дома. Мол, не сказал, но вдруг возьмет и сделает, в очередной раз удивив всех. Ведь посетил же Трамп Стену плача – единственный из американских президентов, приезжающих в Израиль с официальным визитом. Но вышло иначе: обещал, но не сделал.
Израильские официальные лица выразили дежурное разочарование, палестинские власти – искреннее удовлетворение. И хотя из Белого дома поступило уточнение, что дело не в самом признании, а в его сроках, во всем мире с новой силой начались рассуждения и спекуляции на тему: что будет с Иерусалимом? А также: почему Трамп так поступил?
Ответ на последний вопрос найти довольно просто. К политике Трамп подходит как бизнесмен. С деловой точки зрения, перенос посольства – во всех отношениях невыгодная сделка. Она вызовет недовольство всех арабских партнеров, начиная с Саудовской Аравии, на которую Трамп опирается в своем ближневосточном альянсе, и кончая палестинцами. Мнение последних значит мало, но они могут устроить из-за посольства беспорядки вплоть до очередной интифады, а это помешает американскому плану создания единой коалиции против Ирана и ИГИЛ. Кроме того, такое явное предпочтение Израиля испортит Трампу его миротворческие планы. Тот, кто занимается урегулированием, должен хотя бы формально стоять «над схваткой». Не стоит также сбрасывать со счетов еще один момент: дружеский жест в виде переноса посольства вызвал бы всеобщее раздражение не только против самого Трампа, но и против Израиля, в том числе и у его стратегических союзников вроде Саудовской Аравии и Иордании.

Что касается Израиля, то он и так в высшей степени лоялен к США, поэтому перевод посольства в Иерусалим не принесет здесь Белому дому никаких дополнительных бонусов. Скорее наоборот, левый лагерь израильских политиков будет недоволен таким шагом, а ведь неизвестно, как повернется дело и с каким правительством Вашингтону придется иметь дело в будущем.

Держать слово в деловом мире, конечно, принято, но к обещаниям, данным в ходе предвыборной кампании, это не относится. А громких, красивых, эпатирующих жестов новый президент и так уже сделал достаточно для создания имиджа непредсказуемого и экстравагантного лидера, которого он, видимо, добивается.

Но Трамп, скорее всего, не кривит душой, давая понять, что для перемещения посольства придет свое время. Увязать проблему статуса Иерусалима с урегулированием палестино-израильского конфликта – идея не новая, и похоже, что президент США стал ее приверженцем. Уж если в самом Израиле многие признают необходимость разделения Иерусалима (а также его фактическую разделенность на арабскую и еврейскую части), то почему бы не принять эту версию американскому лидеру? Западный Иерусалим как столица Израиля, Восточный Иерусалим как столица Палестины. Стена плача – еврейская, мечеть Омара – арабская. Международный контроль над Храмовой горой.
У этого плана, на первый взгляд, нет изъянов. Если он будет осуществлен, то, можно не сомневаться, Вашингтон первым перенесет свое посольство в Западный Иерусалим параллельно с открытием нового посольства в Восточной части. Трамп верит, что это произойдет при его каденции и под его патронажем, и данное Израилю обещание таким образом будет выполнено.
Очевидно, президенту во время его визита не успели показать карту Иерусалима. Поэтому он, как и большинство мировых политиков, считает, что город можно одним взмахом карандаша разделить на арабскую и еврейскую части. И точно так же, думают многие, легко отделить от Израиля оккупированные территории, чтобы создать на них палестинское государство. Прямой линией, как когда-то проводили границы между арабскими странами. Последствия этого разделения мы видим сейчас.

Что касается факта местонахождения посольства, то он - лишь символ признания или непризнания Иерусалима столицей Израиля. США пока его столицей не признала. Вот и все, что мы узнали из решения Трампа.

Кое-кто вспоминает, что в свое время Трамп обещал – опять обещал! – отдать вопрос урегулирования на усмотрение самим палестинцам и израильтянам. Но будет ли это обещание выполнено?

Решение по посольству означает, что Трамп прислушался к мнению тех, кто доказывал, что это плохая сделка, да и не сделка вовсе, потому что в ее результате они ничего не приобретает, зато может многое потерять. Об этом говорили ему не только советники в Белом доме, но и король Иордании, саудовские монархи, президент Египта Ас-Сиси и Махмуд Аббас. При том, что все они обладают разным политическом весом в глазах американского президента, он сделал свои выводы: а) мнение арабского мира по Иерусалиму единодушно и б) с этим мнением нужно считаться.
Возникает закономерный вопрос: будет ли он точно так же считаться с мнением арабских стран в других аспектах региональной политики? После визита на Ближний Восток стало очевидно, что для Трампа саудовские оружейные контракты, противостояние с Ираном и уничтожение ИГИЛ важнее Израиля. Точнее, Израиль важен лишь постольку, поскольку он разделяет эти интересы Белого дома.

Удивительно, что для нас это новость. Неужели кто-то всерьез поверил, что в Белом доме появился настоящий друг Израиля, который ставит еврейское государство на второе место после Америки?
Но в том, что эта иллюзия развеялась, нет ничего страшного. Пусть Трамп не будет нашим другом – лишь бы не стал врагом. Даже лучше, если он займется в первую очередь другими проблемами, и не будет уделять слишком много внимания Израиля. Участие в нашей судьбе американских лидеров редко приводило к благим последствиям.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK