Cказка о том, как Минфин боролся за здоровый образ жизни

Cказка о том, как Минфин боролся за здоровый образ жизни

Они живут на одиннадцать лет меньше среднестатистического израильтянина. В основном они относятся к слабым слоям населения, для которых это одна из центральных статей домашнего бюджета. У них нет лобби в коридорах власти, их никто не защищает, они дорого платят за эту привычку. В своём абсолютном большинстве они желали бы отучиться от этой привычки, но зависимость сильнее их. Я говору о двадцати процентах населения Израиля, я говорю о жителях страны, находящихся в плену у никотиновой зависимости.

Согласно данным Всемирного экономического форума, израильские курильщики платят один из самых высоких в мире налогов на сигареты – 85%. За последние десять лет этот налог неоднократно поднимался. Своего апогея история достигла в 2012-2013 годах. Тогда налог увеличивался 3 раза, каждый раз поднимая цену пачки сигарет в среднем на 6 шекелей.

Форма введения налога походила на карательные акции. Пользуясь элементом внезапности, ночью, как воры, без предупреждения, цены взлетали вверх в 24:00. Курящее население Израиля ставили перед фактом, загоняя в тупик новых, высоких цен, не давая возможности хоть как-то смягчить удар по карману. Почему меня это так возмутило тогда?

Во-первых, потому что люди, находящиеся в плену у никотина, ничем не отличаются от людей, пребывающих в наркозависимости. И если от наркодиллеров, поднимающих цены на товар, у меня нет никаких ожиданий в морально-этическом плане, то от государства я наивно ожидал более милосердного отношения к своим гражданам.

Говоря языком экономиста, спрос на сигареты — жёсткий и в среднесрочной перспективе от повышения цен не уменьшается, так как для того чтобы бросить курить человек должен проделать ну хоть какую-то предварительную подготовку. Другими словами, курящих граждан Израиля оставили без реального выбора, так как отказаться от сигарет они точно не смогут и будут вынуждены продолжать покупать.

Во-вторых меня возмутило игнорирование Минфином того факта, что большинство курящих относится к слабым слоям населения. Чиновникам отлично известно, что затраты на сигареты в этих семьях составляют в среднем более 7% бюджета семьи, зачастую превышая затраты на молочные продукты. Где забота о малоимущих в стране с одним из самых больших разрывов между богатым и бедным населением?

В-третьих, меня возмутила аргументация чиновников Минфина. Основной причиной повышения налога они назвали возмещение восьмимиллиардного (согласно подсчетам Минфина) ущерба, который курящие граждане якобы наносят экономике страны каждый год.
Ну и конечно же повышением цен на сигареты чиновники искренне желали помочь бедняжкам отказаться от вредной привычки. Чиновники Минздрава по своей наивности и Минфина по своей натуре основывались в своем решении на селективно выбранном заграничном исследовании, демонстрирующем обратную зависимость между ценами на сигареты и количеством курящих.
Пытаясь понять логику повышения налога, а главное, пытаясь провести мониторинг эффективности данных мер, я проштудировал отчеты Минздрава и Минфина Израиля за 2013-2015 годы. И нигде я не нашел расчётов Минфина, согласно которым ущерб от курения действительно составляет 8 миллиардов шекелей в год. И самое главное, изучая отчеты Минздрава относительно процента курящих по стране, я не нашёл ни одного факта или свидетельства того, что взвинчивание налога привело к снижению курения в стране.
В связи с этим у меня возникло несколько вопросов к уважаемым чиновникам:
Было ли проведено всеобъемлющее исследование (а не селективно отобранное как выгодное чиновникам Минфина), подтверждающее эффективность этой меры в качестве лучшей в борьбе с курением?
Согласно официальным данным, ежегодный ущерб от курения составляет 8 миллиардов шекелей. Сумма аргументируется стоимостью медобслуживания, больничных дней, пособий по инвалидности, потраченных на перекуры часов рабочего времени, утраченных неуплаченных налогов.

Но приняли ли во внимание чиновники Минфина экономическую «выгоду» государства от неуплаты пособий по старости в связи с более короткой жизнью курящих? Ведь средняя продолжительность жизни курящих на 11 лет меньше, чем не курящих. Пособие по старости, выплачиваемое каждому гражданину Израиля вплоть до его смерти, составляет 1531 шек. в месяц. Получается, что средний курящий получит на 202 тыс. шекелей меньше, чем некурящий. Приняв во внимание количество курящих, а это около 20% взрослого населения Израиля, получается многомиллиардная сумма ежегодно.

Далее. Приняли ли во внимание более высокую страховку, которую платят курящие за негосударственные страховки, тем самым финансируя из собственного кармана будущие болезни?

И наконец, каким образом были использованы деньги, полученные от налогов на табак и сигареты? Были ли они употреблены на различные виды помощи курящим? Каким образом объясняется тот факт, что в 2014 году сумма налога, собранного государством, выросла более чем на 15% по сравнению с 2013 годом, если количество курящих должно было резко уменьшиться?

Проанализировав данные отчетов Минздрава Израиля, я не нашел статистически доказанной связи между увеличением налога и снижением количество курящих. Более того, сравнивая данные четырех групп населения (женщин и мужчин еврейской и арабской национальности), я выявил, что, начиная с 2013 года — года последнего серьезного налогового скачка — в трёх из этих четырёх групп не было замечено вообще какого-либо снижения количества курящих. Произошла простая перегруппировка. Люди стали курить либо табак вместо сигарет, либо более дешевые, а нередко и более вредные сигареты. Вот такая математика.

Кстати, стоит обратить внимание на то, с каким трепетом наше государство относится к святым правам табачных компаний, травящих мирных граждан. Ведь если курение настолько вредно и нужно вести с ним войну, то первым делом надо нейтрализовать линии доставки, то есть предприятия по производству. Это знает любой начинающий стратег. Просто закройте эти предприятия и всё. Но нет, доить «не лоббируемое стадо» курящих гораздо легче и безопаснее, чем связываться с лоббируемыми табачными магнатами.

Ситуация с курильщиками наглядно демонстрирует, кому на Израиле жить хорошо. Если бы можно было силовыми решениями вывести все изъяны и несправедливость, всю бюрократию и секторальность, лоббирование интересов – всё то, что мешает нашей стране быть ещё лучше – было бы замечательно. Но замечательно по-щучьему велению бывает только в сказках. Нам же нужно менять всё, начиная с основы. А основа — это отношения между нами. Только изменив мотивацию отношений с формулы «человек человеку волк», на формулу «не делай другому того, чего не желаешь себе», мы получим других чиновников, другой исполнительный и другой законодательный аппараты. И приучать новое поколение расти в новую реальность нужно, начиная с яслей.

Израилю нельзя смиряться со сложившимся разрывом интересов, с равнодушием, с экономической пропастью между богатыми и бедными. Ведь реальность Израиля — это борьба за легитимацию и существование. И победить в этой борьбе можно только объединившись вместе. Поэтому изменить ситуацию может национальная программа сближения между нами, от яслей до домов престарелых. А пока она не разработана, необходим общественный дискурс.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK