Израильская культурная революция в Москве

Израильская культурная революция в Москве

Около года назад - в апреле 2013 года - художественным руководителем труппы "Израильский балет" стал известный танцовщик и хореограф Идо Тадмор, сменивший на этом посту легендарную Берту Ямпольскую, основавшую вместе с Хилелем Маркманом "Израильский балет" еще в 1967-м году. За прошедшее время Идо Тадмор успел сделать очень много: полностью обновить репертуар, пригласить новых солистов, в том числе и из балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге, позвать преподавать в школу при труппе лучших израильских педагогов, наладить сотрудничество с Симфоническим оркестром Ришон ле-Циона, рок-группой "Йеудим" и ансамблем "Маюмана", провести международные мастер-классы, в которых среди прочих принимал участие знаменитый Владимир Васильев и заручиться поддержкой известных зарубежных хореографов. Помимо этого Тадмор, который уже в мае отметит свой 50-летний юбилей гала-концертом в тель-авивском балетном центре Сузан Далаль, не оставляет сольную деятельность.

- Идо! В двух словах расскажите о себе, пожалуйста.

-Я ставлю хореографию не только для Израильского балета, но и для других трупп, участвую в международных фестивалях – и как танцор, и как член жюри, и как хореограф, и по сей день много выступаю. Любителям генеалогии будет полезно знать, что я вырос на русской культуре (точнее, на русской израильской культуре) . Я - родственник писателя Михи Бердичевского, моя бабушка по фамилии Шоклендер была известной пианисткой, мать – Нета Бердичевская - танцовщицей, а отец Йешиягу Тадмор – кадровым военным и руководителем хайфской гимназии "Реали".

- А теперь в двух словах о "Пустой комнате".

- Три года назад я создал хореографическую миниатюру "Пустая комната" на музыку Моцарта и Пуччини – комедийно-театрально балетный гротесковый номер об отношениях семейной пары – номер забавный и немного грустный. Эту ставшую за три года известной в мире хореографии миниатюру мы с моей постоянной партнершей по сцене Мирой Рубинштейн показали уже на десятках различных фестивалях в мире. Год назад на международном балетном фестивале в Лодзе в Польше я получил за эту работу одну из первых премий, врученную мне великим танцовщиком и хореографом Владимиром Васильевым. Там же в Лодзе мы познакомились лично, после чего Васильев был приглашен мной дать мастер-класс танцовщикам Израильского балета, а он в свою очередь пригласил меня открыть гала-концерт в начале февраля 2014 года, посвященной памяти его супруги - великой балерины Екатерины Максимовой.
Концерт 4 февраля был приурочен к 75-летию со дня ее рождения. Идо Тадмор, которого Владимир Васильев назвал одним из величайших на сегодня танцовщиков, открывал вечер памяти Максимовой своим сольным номером на музыку Баха. Это было, кстати говоря, первым в истории сольным выступлением израильского танцовщика на исторической сцене Большого театра в Москве. Он также танцевал с 24 артистами Большого театра в первом отделении, а во втором показал свой уже упоминавшийся номер "Пустая комната". Владимир Васильев закрывал этот памятный вечер также своим сольным выступлением - и снова в хореографии Идо Тадмора. Возможно, это было последнее сольное выступление Васильева на сцене Большого театра. Кто знает? Но что точно знали все – так это всю программу вечера памяти Максимовой, заранее составленную, запланированную, утвержденную и не раз прогнанную на репетициях, в том числе и на открытой генеральной репетиции за день до самого памятного вечера 4 февраля.

- А что явилось причиной скандала, который так широко описывался в московской прессе?

- Номер "Пустая комната", отобранный Васильевым за уровень хореографии и исполнения, и также и потому, что показанные в нем отношения напомнили ему его собственные отношения с Екатериной Максимовой, длится 10 минут. Во второй половине этой хореографической миниатюры, в одной из сцен есть эпизод шаловливого игривого укуса. Этого "укуса" оказалось достаточно для того, чтобы в зале театра вспыхнул скандал. Возможно, что крики были спровоцированы клакерами, нанятыми противниками нынешнего директора Большого театра Владимиром Уриным, вступившим в должность в июле 2013 года, как мне объяснили позже. С января 2014 года Урин также стал председателем Художественного совета балетной труппы. Часть публика кричала "Позор Урину!", другая часть негодовала, что ей не дают досмотреть номер, третья вообще не понимала, что происходит, а четвертая часть Урина поддерживала – также криками. В эпицентре этого оказались мы - израильские танцовщики, и все-таки закончили номер, несмотря на то, что едва слышали музыку.

- Вы считаете, что скандал был подготовлен?

- О том, что скандал был спровоцирован и спланирован заранее, говорит и то, что на приеме, устроенном после вечера, к нам подошли все участники этого концерта, директора театров и руководители фестивалей, артисты театра и выразили свое поддержку. Ну а затем началась обычная свистопляска в прессе, пока что, правда, принесшая только положительные плоды: я приглашен участвовать в жюри балетного конкурса имени Максимовой в Перми в ближайшем апреле, прима-балерина Большого театра Марианна Рыжкина прилетает танцевать в моем юбилейном вечере в мае в Тель-Авиве. Вячеслав Полунин пригласил меня для участия в одном из своих фестивалей, а осенью я буду выступать в Кремле – возможно, снова с "Пустой комнатой" – номером в стиле модерна, поставленном не в угоду консервативному восприятию классического балета, а для ценителей современного балета.

- Стили модерн и нео-классика – это те стили, в которых вы преуспели?

- Да, я танцевал модерн еще с тель-авивским ансамблем "Бат-Дор" после того, как отслужил в боевых инженерных войсках. Затем был приглашен ведущим танцовщиком в "Бат-Шеву", танцевал как солист с "Lar Lubovitch Dance Company" в Нью-Йорке. Свою первую хореографическую миниатюру я поставил в 1992 году, а почти 20 лет назад – в 1995 году - балет "Кастрюля Симы" и тогда же основал свою собственную труппу, а позже и балетную школу.


Владимир Васильев –выдающийся танцовщик и хореограф – спланировал вечер памяти Екатерины Максимовой таким образом, чтобы свое искусство показали и танцоры Большого театра, и зарубежные гости, представлявшие отобранные лично Васильевым работы – от модерна до фламенко. Программа этого вечера отличилась от подобных вечеров. Васильев решил не обращаться к знакомым всем репертуару Екатерины Максимовой, а представить совершенно новую программу, состоящую из разностилевых номеров непохожих хореографов. Многие номера были созданы специально по заказу и просьбе Владимира Васильева, как посвящение творчеству и личности Екатерины Максимовой – одной из первых балерин России, расширившей горизонты балетного искусства и всегда искавшей новые пути выражения на сцене, танцевавшей у Мориса Бежара и Ролана Пети.
Все это так, но скандал был, часть консервативно настроенной публики вела себе агрессивно, настроение многим испортили, слухи поползли и потому по просьбе Идо Тадмора мы публикум открытое письмо Владимира Васильева, написанное им на следующий день после гала-концерта памяти Екатерины Максимовой, состоявшегося 4 февраля 2014 года в Москве.

"Дорогой Идо!
Когда я увидел твою "Пустую комнату" в Польше на конкурсе хореографов, то впервые в графе оценок вместо обозначения баллов в цифрах написал "Гран при". Впечатление было таким сильным от увиденного и пережитого, что я с трудом сдерживал слезы. Со мной это бывает очень редко. Поэтому я попросил тебя приехать в Москву в Большой на вечер в честь Кати. Мне хотелось поделиться своей радостью с теми, кто возможно, никогда бы так и не увидел талантливых исполнителей - тебя и Миры в Москве. К счастью, ты безоговорочно согласился.
Я должен был выходить на сцену после тебя и Миры с заключительным номером, идею которого ты предложил, и которая мне показалась гениальной в своей простоте. Во время концерта я стоял за кулисами и смотрел на сцену - на вас, внутренне готовясь к своему выходу. И вдруг, услышал в тишине зала сначала свист, затем выкрики одного человека, затем нарочито громкие аплодисменты. Я думал, что ослышался. Но когда услышал их продолжение, то понял, что кому-то очень нужно было спровоцировать зал на скандал, очередной скандал в Большом. Для меня это был шок.

Никогда ничего подобного во время моей долгой сценической жизни в Большом я не слышал. Я все время думал, как вы доведете до конца свое выступление. Вы его блистательно закончили, а у меня все, что я хотел сымпровизировать в "Улыбке" вылетело из головы. Я воспринял эту наглую, идиотскую выходку, как пощечину себе. Но мы же артисты, а потому ответили на эту провокацию своим творчеством.

Сегодня мне позвонило огромное множество людей - коллег по танцу, артистов театра и кино, режиссеров, журналистов, политических деятелей, юристов, врачей, политиков и просто обычных зрителей. Все они возмущены поведением зрителей, которые позволили себе устроить в зрительном зале подобие балагана. Они восприняли это, как провокацию, как показатель бескультурного и даже агрессивного настроения в обществе, которое выплескивается при любом случае, и даже в таком храме искусств как Большой театр, и просили не обращать внимание на людей, которые не столько не поняли номера, сколько не знают, как принято вести себя в театре.

Как и все, я несколько последних лет с горечью и печалью наблюдаю происходящее вокруг и внутри Большого театра, и понимаю до какой степени упали нравы и устои не только в Большом, но и вообще в нашем обществе. Но сам никогда не был свидетелем того, о чем мне рассказывали коллеги. Вчера я впервые увидел воочию, насколько далеко это зашло. И это показатель не только культуры, интеллигентности и образованности зрителя, это как в зеркале - отражение всего того негативного, что происходит в обществе вообще. К сожалению, это так.
Я очень хотел бы, чтобы вы не обращали внимание на этот инцидент, - для меня и всех тех, кого я знаю и очень уважаю, вы - замечательные артисты, и, я уверен, мы еще будем иметь удовольствие увидеть ваше искусство в России.
Спасибо вам огромное. Ваш Владимир Васильев".

"Оправдывать ожидание публики не значит подстраиваться под ее настроение или подчиняться ее диктату. Я часто сталкивалась с возмущенным неодобрением, когда решалась на что-то новое, интересное для меня, но непривычное для зрителей и даже коллег. Понимаю, что есть люди, которым мои работы не нравились, и отношусь к этому совершенно спокойно; я никогда не стремилась быть приятной всем. Если бы я прислушивалась к подобным претензиям, возможно, многое в своей творческой жизни так бы и не сделала". Эти слова самой Екатерины Максимовой были напечатаны в буклете, выпущенном к вечеру ее памяти в Большом театре. Эти же слова в полной мере можно отнести к творчеству Владимира Васильева и Идо Тадмора.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK